На сегодняшний день в кадастре Татарстана содержатся сведения о более 71 тысячи зон с особыми условиями использования территорий. Это линии электропередач, магистральные трубопроводы, распределительные газопроводы, водоохранные зоны, санитарно-защитные зоны промышленных объектов и т.д.
В последние годы охранные зоны стали вноситься в кадастр наиболее активно. Таким образом, правообладатели зонообразующих объектов уведомляют собственников земельных участков об установленных ограничениях деятельности на данной территории и закрепляют свое право на защиту объектов (в том числе и в судебном порядке) и компенсацию убытков, понесенных по вине нарушителей установленных ограничений.
При наличии решения об установлении охранной зоны, внести данные в кадастр может и правообладатель объекта. Но в отношении целого ряда охранных зон орган, который вправе принять такое решение, законодательно не определен. Например, правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации установлены параметры охранной зоны, утверждено, что в ее пределах нельзя строить, проводить ремонтные и другие работы без письменного согласия, а вот орган, который должен принять решение об установлении зоны и направлении этих данных в кадастр, не указан.
Согласно разъяснению Минэкономразвития России, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах зон с особыми условиями использования территории должно осуществляться в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, которые будут нести ответственность за качество вносимых в ЕГРН сведений.